1) дорожная обстановка, в которой водитель не имеет технической возможности предотвратить происшествие. А. с. возникает, если водитель мог обнаружить, напр., препятствие в момент, когда расстояние до него превышало остановочный путь, но не принял своевременно мер для предотвращения наезда либо когда это расстояние было меньше остановочного пути. А. с. создается тем участником движения, который своими действиями (бездействием), не соответствующими требованиям нормативных актов, лишает себя или водителя другого транспортного средства технической возможности предотвратить происшествие. А. с. может возникнуть и независимо от действий участников движения (напр., при внезапном возникновении неисправности транспортного средства); 2) дорожная обстановка, при которой возникающие препятствия могут привести к происшествию даже при соблюдении водителем правил безопасности движения (напр., открытые люки и малозаметные разрытия на проезжей части без ограждений, провисающие над дорогой провода, другие малозаметные препятствия в условиях ограниченной видимости и т. п.) - см. Техническая возможность предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Вид дороги, предназначенной для движения автомобильного и других видов безрельсового транспорта. Основными элементами А. д. являются земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, тротуары, искусственные линейные сооружения и др. - см. Земляное полотно автомобильной дороги, Искусственные линейные сооружения автомобильной дороги, Обочина, Проезжая часть дороги, Тротуар.
Многорядная дорога большой протяженности, соединяющая между собой наиболее важные районы страны, предназначенная для высокоскоростных автомобильных перевозок на значительные расстояния и оборудованная специальными сооружениями для обслуживания пассажиров и автомобилей.
Транспортное средство, тяговое усилие которого создается с помощью двигателя за счет сцепления его колес или колес буксирующего транспортного средства с дорогой, не оборудованной специальными направляющими устройствами для колес (напр., рельсами).
Унифицированный узел машины (напр., двигатель, коробка передач автомобиля), выполняющий определенные функции.
Приспособление органов чувств водителя к изменяющимся условиям движения (напр., зрительного анализатора к перемене освещенности проезжей части дороги).
Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств автомобиля, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с конструктивными особенностями автомобиля - см. Дорожно-транспортное происшествие; ср. Пассивная безопасность автомобиля.
Совокупность психофизиологических и иных личных качеств водителя, обусловливающих надежное, безопасное движение и исключение предпосылок возникновения дорожно-транспортных происшествий, вызываемых действиями (бездействием) водителя - см. Дорожно-транспортное происшествие; ср. Пассивная безопасность водителя.
Совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств дороги, обусловливающих возможность предотвращения дорожно-транспортных происшествий и исключение предпосылок их возникновения, связанных с состоянием дороги - см. Дорожно-транспортное происшествие; ср. Пассивная безопасность дороги.
Совокупность психофизиологических и иных личных качеств пассажира, способствующих предотвращению дорожно-транспортных происшествий и исключению пред посылок их возникновения, вызываемых его действиями (бездействием) - см. Дорожно-транспортное происшествие; ср. Пассивная безопасность пассажира.
Совокупность психофизиологических и иных личных качеств пешехода, способствующих предотвращению дорожно-транспортных происшествий и исключению предпосылок их возникновения, вызываемых его действиями (бездействием)- см. Дорожно-транспортное происшествие; ср. Пассивная безопасность пешехода.